Немецкий катер 30-х годов

Лет 17-20 назад нам на глаза попалось объявление о продаже старинного деревянного катера, судя  по фото, прикольного. Продавала катер очень милая дама преклонных лет,  утверждавшая, что катер был вывезен после войны из Германии  то ли ее отцом, то ли мужем, который служил заместителем маршала Жукова.  Катер был военным трофеем с потрясающим сопроводительным документом, из которого следовало, что это «набор досок» и таможенным документом об оплате шести рублей.

На деле оказалось, что это симпатичный глиссирующий катер из красного дерева, с широким миделем и очень узким транцем – мода эпохи 20 – 30-х годов. Двигатель Мессершмит располагался в центре судна, а спереди и сзади от него расположились два кокпита с остатками рамок ветровых стекол. От двигателя мало что осталось, но знакомый автореставратор утверждал, что именно этот двигатель стал прототипом двигателя а/м Победа М20, т.е. имел мощность сил 50-55.

Сам катер много лет пролежал на даче, в огороде, на голой земле. И если борта и палуба хоть как-то сохранились, то от днища не осталось практически ничего. Поэтому, у бабушки были приобретены фактически история судна, потрясающие документы и образ катера, который, судя по нашим историческим исследованиям, мог быть построен в Германии в период с 1925 по 1932г.

Реставрация, а на самом деле постройка нового судна, затянулась лет на 15, так как происходила в перерывах между основными проектами верфи.

В результате получился собирательный образ представлений автора о шикарном катере-лимузине той эпохи.

Сидения и приборные панели позаимствованы у «Майбаха» и «Мерседеса» 30-х годов. Носовая обкладка – таран, фары и ходовые огни – у Крис Крафта и Ривы того же периода.

Днище создали из стеклопластика с обкладками из нержавейки, а наборная палуба и привальные брусья из дуба – просто фантазии автора.

В качестве силовой установки был применен трехлитровый, бензиновый «Mercruiser» мощностью 135л.с. с гидравлическим реверс-редуктором «VeLvett». Под кормовым кокпитом и ахтерпиком расположился топливный бак емкостью 180 л. В средней полосе должно хватать на весь сезон. В целях сохранения эффекта аутентичности никакой навигации и музыки на катере нет. В 30-х их не было.

***

Очень интересными оказались результаты ходовых испытаний, с рассчитанным, но наверняка неоптимальным винтом. При рождении катер явно предполагал неторопливое движение по Шпрее или Рейну в водоизмещающем или полупереходном режиме. Мы же, «от щедрот», воткнули в него мощность почти в три раза большую c огромным тяговым винтом.

Поэтому, при нажатии на педаль газа (именно педаль), катер сначала опускает нос, задирает корму и более всего напоминает погружающуюся подводную лодку. Обусловлено это, видимо вектором наклона излишне эффективного винта. По мере роста скорости скуловые брызгоотбойники у форштевня входят в воду и создают исполинские «усы». Далее катер выравнивается, поднимает нос, выскакивает из брызговой пелены и бодро бежит со скоростью 48-50км/ч. Ходовой дифферент при этом практически равен нулю – узкое, плоскодонное днище без реданов не в силах оторваться  от воды.

В целом, проектом мы остались довольны. Общее впечатление: очень красиво и необычно. На редкость прикольно и незабываемо.  Красивая, дорогая игрушка, рассчитанная на Wow-эффект и восторги окружающих, второго такого точно нет.

Основные технические характеристики судна:

Длина наибольшая (м)

6,5 

Ширина наибольшая (м) 1,9
Осадка (м) 0,35
Водоизмещение порожнем (т) 1,3
Мощность двигателя (л.с.) 135
Скорость крейсерская (км/ч) ок. 50
Пассажировместимость (чел.)             4