КОМАНДИРСКИЙ КАТЕР КРЕЙСЕРА «ЭМДЕН II»

Краткая история катера

Через год после заключения Версальского договора кайзеровская Германия получила разрешение союзников на постройку четырех легких крейсеров, что являлось воплощением возрождения ее военного могущества после поражения в Первой мировой войне. Головным судном этой серии стал крейсер «Эмден II», названный в честь своего одноименного предшественника – рейдера «Эмден», героически погибшего в Первую мировую войну в сражении с линкором «Сидней».

«Эмден II» был заложен 08.12.1921 в Германии, спущен на воду 07.01.1925, потоплен британскими бомбардировщиками в Кенигсберге 10.04.1945. Командиром крейсера был назначен командующий военно-морскими силами кайзеровской Германии адмирал Ганс фон Зенкер. По его личной инициативе и был заложен настоящий катер в качестве транспортного средства для доставки адмирала с судна на берег и приема военно-морских парадов. Катер стал воплощением высокого стиля для склонного к вычурной роскоши фон Зенкера.

С 1938-39 г. по 1945 г. катер базировался в реабилитационном центре летчиков люфтваффе в Кенигсберге. На катере любил кататься часто приезжавший сюда глава люфтваффе, рейхсмаршал Герман Геринг. На каком-то этапе катер стал его личным судном.

После окончания войны трофейный катер был лично подарен И.В. Сталиным физику-ядерщику, академику А.Ф. Иоффе.


Командующий ВМС
кайзеровской Германии,
адмирал Ганс фон Зенкер

Рейхсмаршал Третьего Рейха
Герман Геринг

Академик РАН СССР
Абрам Федорович Иоффе

В 50-е годы изрядно подгнившие палуба и надстройка катера были подвергнуты чудовищным переделкам, принципиально изменившим облик судна. Наборный палубный настил был заменен дюралем, двигатель UNKERS заменен двигателем от автомобиля «Победа».

В декабре 2005 остатки катера были чудом обнаружены и приобретены (а фактически вынуты из-под ножа бульдозера) во время ликвидации одной из лодочных стоянок на окраине Санкт-Петербурга. После выяснения исторического облика и биографии судна была проведена его тщательная реставрация. На судне детально восстановлены ручная резьба, геральдика, наружная отделка, стрелковое вооружение, интерьеры кокпита и каюты. Все металлические детали отделки (кроме швартовых устройств) покрыты позолотой 985. Макет станкового зенитного пулемета MG-3 изготовлен путем доработки макета пулемета «Максим» 1923 г. На катере после реставрации установлен дизель VETUS мощностью 27 л.с.

Место постройки Казенная военно-морская верфь, г. Вильгельмсгафен (Германия)
Год постройки 1922
Длина наибольшая (м) 8
Ширина наибольшая (м) 2
Материал и конструкция корпус Стальной, клепанный, из оцинкованной крупповской стали 3 мм
Материал палубы, надстроек и интерьера Африканский махагон
Мощность двигателя UNKERS (л.с.) 26
Скорость (км/ч) 16
Пассажировместимость (чел) 6 (1 - рулевой, 1 - пулеметчик, 2 - охрана, 2 -пассажиры)
Вооружение Станковый зенитный пулемет MG-3 (Германия), калибр 7,62
Порт приписки г. Кенигсберг